Исходя из управленческого критерия отнесения тех или иных лиц к аффилированным лицам хозяйственного общества белорусский законодатель называет в качестве таковых следующие группы лиц:
- члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Отнесение указанных лиц к аффилированным лицам хозяйственного общества объясняется тем, что члены совета директоров (наблюдательного совета), несмотря на то, что полномочия такого совета не столь уж велики (если исходить из законодательного их описания), все-таки могут своими действиями оказывать определенное влияние на жизнедеятельность хозяйственного общества. В частности, именно совету директоров как органу общества принадлежит право утверждать годовой финансово-хозяйственный план, созывать годовое собрание и т.д. Следовательно, указанные лица, если они совершают сделки с хозяйственным обществом, должны контролироваться (в части условий сделок) общим собранием хозяйственного общества;
- члены правления (дирекции) хозяйственного общества. Лица, которые входят в указанный коллегиальный исполнительный орган общества, могут оказывать уже непосредственное влияние на условия совершаемых обществом сделок, в том числе и сделок с указанными лицами. Соответственно, совершение сделок с такими лицами должно особо контролироваться общим собранием участников с целью недопущения злоупотреблений со стороны членов правления (дирекции) хозяйственного общества, которые могут воспользоваться своим правом и включить в свою сделку с обществом условия, не выгодные последнему, но устраивающие их самих;
- лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. Указанное лицо, безусловно, является аффилированным по отношению к хозяйственному обществу в силу того, что оказывает непосредственное влияние на сделки, совершаемые обществом, то есть вправе самостоятельно определять условия таких сделок. Следовательно, применительно к сделкам названного лица с хозяйственным обществом, во-первых, не допускается одновременное подписание сделок таким лицом и от своего имени, и от имени хозяйственного общества (в одном из случаев он должен делегировать полномочия на подписание сделки иному лицу). Во-вторых, учитывая, что сами такие сделки, безусловно, допустимы, так как перед нами два совершенно самостоятельных участника имущественного оборота, право на совершение подобных сделок, а точнее, на определение их условий, должно быть ограничено общим собранием участников в порядке согласования сделок с аффилированными лицами;
- физическое лицо, которое является управляющим хозяйственного общества, в случаях, когда в обществе вместо создания исполнительного органа нанимается управляющий - индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги хозяйственному обществу по управлению его текущей деятельностью. Указанное лицо является аффилированным по отношению к хозяйственному обществу, поскольку вправе самостоятельно определять условия сделок, совершаемых обществом, и имеет возможность злоупотребить этим правом в свою пользу (в пользу иного лица, с которыми связан управляющий) в рамках представительства интересов хозяйственного общества при заключении той или иной сделки;
- юридическое лицо, являющееся управляющей организацией хозяйственного общества, или, как сказано в абзаце втором ч. 2 ст. 56 Закона, юридическое лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества. В данном случае речь идет о юридическом лице - коммерческой организации, которому по решению общего собрания участников хозяйственного общества переданы полномочия его исполнительного органа. Тем самым названное юридическое лицо становится гражданско-правовым представителем соответствующего хозяйственного общества и, следовательно, может определять условия сделок такого общества, в том числе сделок между хозяйственным обществом и управляющей организацией (лицом, связанным с управляющей организацией). Соответственно условия таких сделок должны контролироваться общим собранием участников;
Нормативно-правовое обеспечение экономической основы
муниципального хозяйства
Источником правового ресурса служат муниципальное право, нормативно-правовые акты, которые наделяют муниципальные образования полномочиями в экономической и социальной сферах. Они подразделяются на три уровня: федеральный, региональный, местный. На федеральном уровне важным источником муниципальног ...
Международное признание
Признание государств. Относительно юр значения признания для нового гос-ва существуют две теории: конструктивная и декларативная. Согласно первой, признание конституирует, порождает межд правосубъектность гос-ва, превращает фактическое состояние в юридическое. Декларативная теория исходит из того, ...
Структура и порядок формирования Государственной
Думы РФ
ГД в РФ является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. Об этом говорит Конституция: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.