- юридическое лицо, которое смешанным путем, то есть одновременно и путем прямого владения, и иным образом (по сравнению с обладанием), распоряжается 20 и более процентами акций (долей участия) аффилированного юридического лица хозяйственного общества;
- юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является дочерним обществом. Хозяйственное общество признается дочерним, если другое - основное - хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном фонде либо в соответствии с заключенным с ним договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые хозяйственным обществом. Исходя из законодательства Республики Беларусь возможны следующие варианты образования дочернего общества: а) основное общество обладает контрольным пакетом акций (напрямую или через систему косвенного контроля, или одновременно напрямую и через косвенный контроль) либо контролирует прямо или косвенно собрание участников ООО, ОДО; б) между хозяйственным обществом и основным обществом заключен договор управления (подчинения), в силу которого основное общество приобрело права по управлению деятельностью хозяйственного общества и возможность дачи указаний его исполнительному органу; в) существует иная по сравнению с указанными выше возможность контроля со стороны основного общества за хозяйственным обществом, которая позволяет предопределять решения, принимаемые обществом (в частности, речь идет о центральной компании финансово-промышленной группы либо управляющем обществе хозяйственной группы);
- юридическое лицо, по отношению к которому хозяйственное общество является зависимым обществом. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое хозяйственное общество (АО, ООО, ОДО) имеет долю в уставном фонде (акции этого общества) в размере, соответствующем 20 и более процентам голосов от общего количества голосов, которыми оно может пользоваться на общем собрании участников. Как видим, указанная группа полностью дублирует приводившуюся выше группу юридических лиц, которые непосредственно обладают 20 и более процентами акций (долей участия) хозяйственного общества. Причиной такого дублирования, очевидно, стало изменение подхода к определению зависимого общества. Ранее в качестве такового рассматривалось хозяйственное общество, в котором другое общество обладало количеством голосов в высшем органе управления, достаточным для отклонения нежелательного для него решения, при этом точный процент голосов не указывался. Тут же заметим, что 20% голосов может не хватить для образования пассивного контрольного пакета акций, так как, например, стандартный размер пакета "бойкот-решения" составляет 25% + 1 голос. Кроме того, законодатель больше не рассматривает в качестве зависимых взаимоучаствующие общества, налагая запрет (и в этом есть определенный резон) на обладание зависимым обществом хоть каким-то процентом голосов в основном обществе. Таким образом, для рассматриваемой группы не характерны никакие правовые особенности, тем не менее законодатель счел нужным выделить вышеуказанные юридические лица в самостоятельную группу аффилированных лиц.
Наряду с перечисленными группами аффилированных лиц хозяйственного общества, которых объединяет наличие у них контроля над соответствующим обществом, в ч. 2 ст. 56 Закона выделяются 5 зеркально отражающих их групп аффилированных лиц, по отношению к которым уже хозяйственное общество обладает правом контроля, а именно:
Индивидуальное предпринимательство
Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. ГК РФ гласит, что граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской и иной ...
Понятие апелляционной инстанции
Апелляция (лат. appellatio – обращение) – обращение к вышестоящему (апелляционному) суду с целью пересмотра постановления нижестоящего суда, рассмотревшего дело. Апелляционная инстанция – суд, рассматривающий в апелляционном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в зако ...
Водные и лесные сервитуты
Водные и лесные сервитуты фактически представляют собой земельные сервитуты, устанавливаемые на землях водного и лесного фондов. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Объясняется это тем, что нельзя пользоваться водным объектом или лесным фондом без использования их земел ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.