Первый этап - период контроля (1915 - 1990 гг.). В 1915 году Николай II издал Указ о мерах по борьбе с опиекурением, который действовал на Дальнем Востоке. В 1918 году выходит Декрет о национализации аптек, реализующих наркотикосодержашие лекарства, а в 1924 году - Декрет об уголовной ответственности за распространение наркотиков. Постановлением Совета народных комиссаров в 1938 году устанавливались правила потребления, сбыта и перевозки наркотиков, ядовитых и сильнодействующих веществ. С 1952 по 1962 года в республиканские уголовные кодексы была введена статья, предусматривающая ответственность за сбыт, хранение и перевозку наркотиков. В 1963 году СССР присоединяется к «Единой конвенции о наркотических средствах» 1961 года. В 1974 году в действие был введен Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией», который стал фактически основой для советской антинаркотической политики. «Указ имел ярко выраженный комплексный координирующий характер и являлся для регионов документом не рекомендательным, а обязывающим, имеющим силу закона». На основании ст.11 данного Указа в Административный кодекс РСФСР была внесена норма, предусматривающая привлечение к штрафу или административному аресту за незаконное потребление наркотиков без назначения врача или хранения (приобретение) их без цели сбыта (для себя) в небольших количествах.
Таким образом, шаг за шагом, к началу 90-х годов прошлого века сложилась взаимосвязанная система мер борьбы с наркотиками: административная ответственность, уголовная наказуемость, принудительные и добровольные меры медицинского характера (система лечебно-трудовых профилакториев). Создавалось единое правовое пространство для министерств и ведомств, отвечающих за данное направление.
Второй этап - период либерализации антинаркотической политики и попыток декриминализации законодательства в этой сфере (1990 - 2002 гг.). В 1990 году Комитет Конституционного надзора СССР своим Заключением №8 «О законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовом перевоспитании лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией» фактически начал либеральный виток антинаркотической политики России. Согласно Заключению «потребление наркотиков приравнивалось к неотъемлемому праву человека, который ни перед кем не обязан бережно относится к собственному здоровью» . Подчеркивалось, что такая обязанность человека не может обеспечиваться мерами правового, принудительного характера. «Предыдущие правовые положения утрачивали свою силу, тем самым разрушалось необходимое для координации антинаркотической политики единое правовое пространство, и создавались условия для доминирования узковедомственных отраслевых интересов» . Законодательная деятельность, связанная с построением нового демократического государства, пересмотром прежних курсов внешней и внутренней политики, коснулась и антинаркотической политики. В 1991 году депутатами Верховного Совета была отменена норма КоАП РСФСР, по которой за незаконное потребление наркотиков (без назначения врача) полагались штраф или арест до 15 суток. Одновременно были отменены меры уголовного характера за повторное потребление наркотиков в течение года после административного наказания.
В 1993 году были отменены лечебно-трудовые профилактории, которых в России насчитывалось больше сотни. Взамен ничего создано не было, то есть система лечения и реабилитация наркозависимых просто-напросто выпала из поля антинаркотической политики. На протяжении всех последующих лет наблюдался неуклонный рост числа наркозависимых и количества преступлений, связанных с наркотиками. «В январе 2001 года было зарегистрировано более 269 тыс. наркоманов, то есть в 9 раз больше, чем в 1990 году, научные исследования показывают, что не менее 2.5 миллионов россиян вовлечены в наркоманию число преступлений, связанных с незаконной торговлей наркотиками, увеличилось в 15 раз» . Обострение ситуации привело к тому, что в 1996 году в Государственной Думе РФ был подготовлен законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах», согласно которому потребление наркотиков без назначения врача вновь запрещалось. Пройдя стадии законодательного процесса, он так и не был подписан президентом.
Назовите признаки метода трудового
права. Укажите нормы права, в которых применено предписание как средство метода
Метод любой отрасли права характеризуют следующие признаки: 1. Порядок возникновения, изменения, прекращения правоотношений; 2. Общее юридическое положение субъектов правоотношений; 3. Характер устанавливаемых прав и обязанностей, то есть средства метода; 4. Средства обеспечения исполнения обязател ...
Участие работников в управлении организацией
Участие работников, их представителей в управлении организацией закреплено в ст. 52 ТК РФ. Такое взаимодействие работников и (или) их представителей с работодателем возможно только на уровне организации. Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представит ...
Институт воеводства в годы царствования Михаила Фёдоровича
Избрание Михаила на московский престол не было вызвано его внутренними положительными свойствами. Его едва ли готовили к этому, пока воспитывали, о них едва ли что-нибудь знали, когда его избирали, а после - личная инициатива и воля, если бы и были, подавлялись в нем властными характерами матери, п ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.