Если же моральные нормы были разработаны, обобщены и приняты сообществом медицинских работников или пациентов (съезд врачей, ассоциаций, лига пациентов и пр.), то источником правового регулирования такой документ не является.
В связи с этим вызывает недоумение положение ст. 6 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" о реализации приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Очевидно, требуется дополнение статьи указанием на обеспечение приоритета интересов пациента с помощью именно юридических норм, гарантирующих обязательность исполнения.
Не совсем корректна формулировка п. 1 ст. 73 Закона, где предусмотрено, что "медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии". Но положения нормативных актов и кодексов этики дословно не совпадают, поэтому такая формулировка может привести к тому, что, исходя из медицинской этики, врач нарушит закон. Во избежание таких последствий многочисленные кодексы этики должны либо дословно повторять нормы закона, либо вводить моральные нормы, создающие дополнительные обязанности для медицинского или фармацевтического работника (правила медицинской этики неприменимы к пациентам), либо включать правила поведения, не урегулированные нормами права.
В заключение рассматриваемого вопроса следует отметить, что подход к медицинскому праву как отрасли законодательства ориентирует на искоренение правового нигилизма и невозможность подмены имеющихся юридических норм моральными нормами и принципами.
Таким образом, обоснование медицинского права как комплексной отрасли законодательства будет способствовать формированию единой политики по отношению к источникам правового регулирования здравоохранительных отношений, правилам их применения и их оптимальному содержанию.
Рассмотрев общие правовые основы регулирования медицинской деятельности в России, остановимся несколько подробней на правовых основах оказания отдельных видов медицинской помощи, являющихся, с нашей точки зрения, в настоящее время достаточно актуальными.
Основные концепции правопонимания
Правопонимание – определённое представление о существе права. Классификация понятий и пониманий права В.С. Нерсесянца: В юридическо-либертарной классификации правопониманий время различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius – право) и легистское ...
Органы исполнительной власти и их функции
Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с соглас ...
Рассмотрение дела по существу
Статья 172 ГПК РФ регламентирует начало рассмотрения дела по существу. Рассмотрение дела по существу начинается докладом председательствующего или кого-либо из судей. Затем председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования, признает ли ответчик требования истца и не желают ли сто ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.