Итак, начнём с того, что дадим определение субъектам конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают данные правоотношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Именно поэтому конституционное право может именоваться и очень часто называется государственным правом.
Субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.
Рассмотрим основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений и дадим их характеристику:
1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).
Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений объясняется во многом тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В качестве примера можно рассмотреть ч.1 ст.3 Конституции РФ, в данной статье говорится о том, что “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.
К исключительному ведению народа могут относиться такие его права как: Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума и т.д.
Что касается наций то нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.
Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить и сказать, что народ и нация, являясь одними из главных субъектов конституционно-правовых отношений, обладают суверенитетом (независимостью), что лишний раз подчёркивает их право на осуществление участия в управлении делами государства и на связь и взаимодействие с государством и его органами в целом. В этом и заключается специфичность народа и нации как субъекта конституционно-правовых отношений.
2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).
Государству принадлежит особая роль в управлении общественными отношениями регулируемых нормами конституционного права. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений и это выражается, прежде всего, как осуществление правотворческой власти. В качестве примера можно рассмотреть ч.2 ст. 19 Конституции РФ, где говорится, что “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. Именно, главенствующее положение государства, дающее ему возможность выступать в качестве регулятора общественных отношений, лишний раз подчёркивает специфичность государства как субъекта конституционно-правовых отношений.
Методика расследования взяточничества
Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочи ...
Система органов исполнительной власти и их правовое положение
Теперь, зная необходимый материал о системе органов исполнительной власти, необходимо изучить, правовое положение органов исполнительной власти, что сформирует полную картину об органах исполнительной власти. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ...
Формы общественных объединений, их права и обязанности
В Республике Беларусь отсутствует специальное законодательство, регулирующее организационно-правовые формы создания и деятельности общественных объединений. Общественные объединения являются некоммерческими организациями. В силу пункта 3 ст. 46 ГК Республики Беларусь “Юридические лица, являющиеся н ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.