Этот документ составляется в письменной форме и должен отражать все существенные моменты разбирательства дела или совершения отдельного процессуального действия.
В протоколе судебного заседания указываются:
- год, месяц, число и место судебного заседания;
- время начала и время окончания судебного заседания;
- наименование суда, рассматривающего дело, состав суда и фамилия секретаря судебного заседания;
- наименование дела;
- сведения о явке лиц, участвующих в деле, представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков;
- сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и представителям их процессуальных прав и обязанностей;
- распоряжения председательствующего и определения, вынесенные судом без удаления в совещательную комнату;
- заявления лиц, участвующих в деле, представителей;
- объяснения лиц, участвующих в деле, и представителей, показания свидетелей, устные разъяснения экспертами своих заключений, данные осмотра вещественных и письменных доказательств;
- заключения органов государственного управления и мнение общественных организаций и трудовых коллективов;
- содержание судебных прений и заключения прокурора;
- сведения об оглашении определений и решений;
- сведения о разъяснении содержания решения, порядка и срока его обжалования.
Протоколы составляются секретарем в самом судебном заседании или при совершении отдельного процессуального действия. Секретарь обязан вести протокол полно, четко и в той последовательности, в которой проводится судебное разбирательство. В ходе судебного разбирательства лица, участвующие в деле, и представители вправе ходатайствовать о занесении в протокол обстоятельств, которые они считают существенными для дела.
Протокольная запись о совершении сторонами распорядительных процессуальных действий (об отказе от иска, о признании иска, об условиях мирового соглашения и др.) должна быть удостоверена их подписью. В отдельных случаях протоколы оглашаются в судебном заседании. В частности, должны быть оглашены запротоколированные показания свидетелей, допрошенных ранее при отложении разбирательства дела. Протокол должен быть изготовлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия. Он подписывается председательствующим и секретарем. Председательствующий до подписания протокола обязан внимательно прочитать его. При необходимости в него могут быть внесены изменения, поправки, добавления, о чем следует обязательно оговорить в протоколе перед подписями.
Лица, участвующие в деле, и представители вправе знакомиться с протоколом и в течение трех дней со дня его подписания могут подать письменные замечания на протокол с указанием на допущенные в нем неправильности и неполноту.
Эти замечания председательствующий обязан рассмотреть и в случае согласия с замечаниями удостоверить их. В случае несогласия председательствующего с поданными замечаниями они выносятся на рассмотрение суда, причем при их рассмотрении председательствующий и хотя бы один из народных заседателей должны быть из числа судей, участвовавших ранее в разбирательстве дела. В необходимых случаях вызываются лица, подавшие замечания на протокол. В результате рассмотрения замечаний суд выносит определение об удостоверении их правильности либо об их отклонении. Замечания должны быть в любом случае приобщены к делу. Замечания на протокол суд обязан рассмотреть в течение 5-ти дней со дня их подачи.
Общие закономерности возникновения государства и права
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но ...
История развития института медиации
Примирительные процедуры применялись еще в первобытном обществе, когда с помощью шаманов, жрецов, вождей и старейшин племен решались важнейшие вопросы, в том числе и разрешались конфликты. Историки находят корни современной медиации у финикийской цивилизации и в Древнем Вавилоне, а также в Древнем ...
Взаимоотношения Госдумы с государственными органами
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Вкратце попробуем охарактеризовать это взаимодействие. Нормативное регулирование взаимодействия обеих пал ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.