Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач.
Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню развития науки и техники, были социально значимыми. При этом самое главное, чтобы законы были исполнимы. Вот почему так важна экономическая сторона любой правовой нормы.
Еще на первой стадии законотворческого процесса при разработке законопроекта необходимо финансово и экономически обосновать его принятие. Понадобятся ли средства на его осуществление, в каком размере, чьи это будут инвестиции – государственные (бюджетные) или привлеченные (частные), каковы будут экономические выгоды от его реализации, соответствуют ли расходы ожидаемым результатам? Решение поставленных вопросов возлагается не только на субъекты законодательной инициативы, но и на Правительство Российской Федерации как высший государственный орган исполнительной власти, отвечающий за федеральный бюджет и проведение государственной политики по всем социально значимым направлениям.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, после его принятия в качестве закона обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. На Правительстве РФ лежит обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социальной политики. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
В последнее время наблюдается все возрастающая роль Правительства РФ в законотворчестве. Участие Правительства в данном процессе регулируется положениями Конституции Российской Федерации, ст. 37 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации.
Участие Правительства РФ в законодательном процессе возможно несколькими способами. Прежде всего, оно выступает в качестве субъекта законодательной инициативы.
В данном случае оно обладает не только стандартными полномочиями, свойственными всем субъектам права законодательной инициативы (право представлять собственный законопроект в палатах Федерального Собрания), но и исключительными полномочиями, свойственными только ему (только Правительству принадлежит право внесения в Государственную Думу законопроекта о федеральном бюджете).
Кроме того, Правительство РФ может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства РФ подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы.
Есть также случай, предусмотренный положениями ст. 104 Конституции РФ, когда участие Правительства РФ обязательно на стадии подготовки законопроекта к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Прохождение проектов федеральных законов начинается с их внесения субъектом права законодательной инициативы в Государственную Думу – единственный орган государственной власти, уполномоченный Конституцией РФ на принятие федеральных законов.
При этом Конституция РФ непосредственно не устанавливает ни условий, ни порядка реализации управомоченными субъектами принадлежащего им права законодательной инициативы, ни каких-либо требований к проекту федерального закона или его инициатору. Исключение составляют проекты федеральных законов, указанные в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, в соответствии с которой проекты федеральных законов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие проекты федеральных законов, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы только при наличии заключения Правительства РФ. В указанных случаях Правительство РФ является участником процесса реализации права законодательной инициативы в силу прямого указания Конституции РФ, что также предусматривается ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которому соответствующие заключения Правительством РФ направляются как субъекту права законодательной инициативы, так и в Государственную Думу.
Закон об аудиторской деятельности, его роль и содержание
Аудиторская деятельность согласно международному стандарту аудита "Рассмотрение законов и регулирования в ходе аудите финансовой отчетности" должна быть организованна в соответствии с документами, относящимися к двум основным группам: государственные законодательные акты; аудиторские стан ...
Признаки гражданского общества
Признавая гражданское общество общечеловеческой ценностью, вполне естественно предполагать, что оно обладает и общими для всего человечества характерными признаками. В то же время, гигантское разнообразие конкретных условий складывания, функционирования и развития гражданского общества и его взаимо ...
Понятие и характеристика трудового права
Для раскрытия понятия трудового договора надо учитывать не только его определение, но и его функции, значение, т.е. народнохозяйственную и правовую роль. Путем заключения трудового договора трудящиеся осуществляют не только свое право на труд, но и на выбор профессии, занятий, а также выбор места р ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.