В случае предъявления потребителем требования имущественного характера учитывать, что в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется судом. В связи с этим не рекомендуется выдавать хозяйствующим субъектам предписания, которыми они обязываются удовлетворять требования потребителей имущественного характера, в частности:
- о расторжении договора;
- о выплате неустойки;
- о возмещении убытков;
- о компенсации морального вреда и др.
При принятии комиссией решения о прекращении дела в связи с тем, что защита прав потребителей в части удовлетворения имущественных требований должна быть осуществлена судом, в таком решении необходимо изложить выводы комиссии, рекомендации продавцу (изготовителю) о добровольном устранении недостатков. При этом продавцу (изготовителю) необходимо разъяснить его обязанности, права потребителя, а также последствия в случае судебной защиты потребителем нарушенных прав.
Помимо вышерассмотренных актов, ГКАП (ГАК) России приняло ряд других актов, имеющих большое значение в области защиты прав потребителей:
Письмо ГАК РФ от 6 мая 1998 г. № НФ/2781 "О комплексе cкоординированных первоочередных мер по защите прав потребителей".
В данном документе выделяются первоочередные меры по защите прав потребитлей, о ходе выполнения которых предлагается представить в ГАК России.
Письмо ГАК РФ от 5 марта 1998 г. № НФ/1268 "О региональных программах по защите прав потребителей"
С целью усиления координации действий всех ветвей системы защиты прав потребителей в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются региональные программы по защите прав потребителей. Во многих территориях установлен контроль за ходом выполнения программ, регулярно подводятся итоги. Однако в настоящее время программы реализуются только в 39 субъектах Российской Федерации. Предложения территориальных управлений ГАК России о разработке и принятии программ не всегда находят поддержку в администрациях субъектов Российской Федерации и других органах исполнительной власти.
ГАК России в соответствии с планом работ на 1998 год приступает к обобщению практики работы территориальных управлений Комитета по созданию и реализации указанных программ, их влияния на положение потребителей в регионах, а также определению перспектив развития этой работы. В этих целях Комитет намерен проанализировать результаты выполнения мероприятий программ, причины невыполнения отдельных пунктов, трудности, встреченные при реализации программ, целесообразность и эффективность принятия региональных программ по защите прав потребителей.
В связи с изложенным просим до 15 июня текущего года представить в ГАК России информацию согласно определенному кругу вопросов. (Название программы, период реализации, кем и когда утверждена, на кого возложен контроль за выполнением программы, форма и периодичность подведения итогов (в том числе промежуточных) выполнения мероприятий программы Общее количество мероприятий, включенных в программу, из них:
- количество выполненных;
- находятся в стадии выполнения;
- не выполнено
И так далее. )
При отсутствии программы заполняется следующий круг вопросов.
1. Причины отсутствия региональной программы по защите прав потребителей.
2. Какие формы координации работы антимонопольных органов, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, администрации субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей используются в регионе и их действенность.
3. Основные направления работы, по которым осуществляется координация действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, других заинтересованных организаций. Приведите несколько примеров взаимодействия этих организаций и его результатов.
4. Существует ли взаимодействие с судебными органами, органами прокуратуры при реализации потребительской политики и какова его эффективность.
Письмо ГКАП РФ от 27 мая 1996 г. № НФ/2269 “Об закреплении контроля за соблюдением Закона “О защите прав потребителей”.
Содержание и исполнение кредитного договора
Права и обязанности сторон. Во исполнение заключенного договора банк обязан предоставить заемщику кредит в размере и на условиях, предусмотренных в договоре. Однако в двух случаях российское законодательство предоставляет банку право отказаться от выдачи кредита. В соответствии с пунктом 1 ст. 821 ...
Нравственные нормы поведения судьи во время судебного заседания
Нравственные требования, предъявляемые к поведению судьи, выражены в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации", где сказано, что "судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, ...
Определение размера компенсации морального вреда
Прежде всего, необходимо отметить, что моральные и физические страдания по своей природе носят необратимый характер и, соответственно, моральный вред подлежит не эквивалентному возмещению, а сглаживанию (компенсации) причиненных страданий. В соответствии с п.2 ст.150 ГК РФ, нематериальные блага защ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.