Суд может считать свою задачу по спору о ребенке успешно выполненной только тогда, когда будет реально исполнена вынесенное им решение и защищены права и законные интересы сторон, и в первую очередь ребенка.
Процессуальный порядок исполнительного производства по спорам, связанным с воспитанием детей, имеет существенные особенности по сравнению с исполнением судебных решений по остальным гражданским делам.
Поскольку решение суда об отобрании ребенка не может быть приведено в исполнение принудительно и передача ребенка от одного воспитателя другому сопряжена с определенными трудностями, исполнительное производство по таким делам в ряде случаев оказывается чрезвычайно сложным.
Это обстоятельство приобретает особый смысл в делах, связанных с воспитанием детей, когда рассчитывать на добровольное исполнение не приходится. Что же касается места и времени исполнения, то его определение является особенностью и имеет большое значение. Могут возникнуть серьезные проблемы, поскольку речь идет о принудительной передаче ребенка одной из сторон либо изъятии несовершеннолетнего из семьи, отобрании его у родителей, что само по себе чрезвычайно трудно. Вот почему ст. 11 ФЗ «об исполнительном производстве» не связывает руки судебному приставу – исполнителю, разрешая ему исполнять решение суда буквально повсюду, где это удобно, даже на территории, на которую не распространяются его функции, лишь бы это было целесообразно с точки зрения соблюдения интересов ребенка в столь сложной ситуации. Такое место может быть подсказано родителями, если они спорили о месте проживания ребенка. Но лучше осуществлять исполнение не в родительском доме, а в нейтральной обстановке – детском саду, школе в любом другом воспитательном учреждении, способных обеспечить хотя бы относительным спокойствием при совершении акта передачи ребенка одному из родителей.
По спорам об определении места жительства ребенка использование всякого рода исключений на этот счет не желательно, поскольку спокойная не усугубленная торопливостью атмосфера в момент передачи ребенка от одного родителя к другому – одно из условий успешной реализации судебного решения. Однако если существует угроза исчезновения ребенка, его переезда по неизвестному адресу, допустимы отступления от общего правила, в том числе касающиеся места и времени исполнения. Но самое лучшее для ребенка, когда стороны (мать и отец несовершеннолетнего) договариваются об удобном для них времени исполнения, что позволяет им сделать ст. 12 ФЗ. «Об исполнительном производстве».
Таковы общие предпосылки для исполнения судебного решения по делам данной категории, но иногда еще до начала самого сложного момента исполнения состоящее из передачи ребенка или его изъятии, становится очевидно, что необходима отсрочка (рассрочка) исполнения, например из-за болезни одной из сторон, временного отсутствия по уважительной причине одного из родителей, представителя органа опеки и попечительства, заболевания ребенка, которого предстоит передать истцу, и т.п. причем просить об этом могут как стороны, так и судебный пристав – исполнитель. Такая просьба адресуется суду, который и решает вопрос по существу. И, наконец, не исключается приостановление исполнения. Перечисляя основания исполнительного производства, ст. 21 ФЗ «Об исполнительно производстве » называется и розыск должника ребенка.
Иногда по делам, связанным с передачей ребенка, его изъятием, обязанная совершению передачи ребенка сторона исчезает вместе с ним. Это обстоятельство действительно становится непреодолимым препятствием на пути к исполнению, которое надо приостанавливать на неопределенный срок. Особенностью принудительного исполнения решений, связанных с отобранием ребенка и передачи ее другому лицу (лицам), является то, что, согласно п. 2 ст. 79 СК РФ, оно должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участия лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях – с участием представителя органов внутренних дел. Отсюда следует, что в таких случаях судеьный пристав – исполнитель обязан известить представителя органов опеки и попечительства о месте исполнения, дате и времени, когда его предстоит совершить.
При невыполнении без уважительных причин решения суда родитель, обязаны передать ребенка другому родителю, может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнение решения суда об устранении препятствий к общению ребенка с одним из родителей, близкими родственниками не сводится и не может быть сведено к единичному акту, после того как суд вынес решение удовлетворяющее исковые требования лица, чьи права нарушаются, открывается путь к реализации этих прав. Процесс этот длится иногда годами. Поэтому участвовать в нем судебный пристав – исполнитель практически не может. Вот почему в таких случаях приходится прибегать к помощи и поддержке к органам опеки и попечительства.
Классификация форм наследования
Гражданское законодательство предусматривает две формы наследования – это наследование по завещанию и наследование по закону. Наследование по завещанию – вид наследования, который основан на принципе свободы завещания, то есть на праве завещающего передать свое имущество любому лицу, ровно физическ ...
Учреждение суда присяжных и его существование до 1917
года
27 сентября 1862 года Александр II утвердил доклад государственного секретаря Буткова, в котором планировались дальнейшие законодательные работы. Так, судебные уставы следовало разработать в специальной комиссии Государственной канцелярии под руководством государственного секретаря с участи ем пред ...
Понятие и виды правовых ограничений в праве
Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений: 1. они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определен ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.