2) Способ передачи взятки.
Способ совершения взяточничества – это обусловленная объективными и субъективными причинами система действий (бездействия) субъектов взяточничества, направленных на достижение преступной цели – выполнение служебной деятельности должностным лицом за незаконное вознаграждение.
Способ дачи-получения взятки может быть простым, то есть из рук в руки, и сложным (завуалированным).
Возможны следующие способы маскировки дачи-получения взятки: под видом дарения; дачи денег в долг или погашения несуществующего долга; заключение фиктивных трудовых соглашений и осуществление выплат по ним взяткополучателю или его доверенным лицам денег за якобы выполненную работу; внесение денег на банковский счет взяткополучателя; использование должностным лицом подставных организаций с целью перепоручения им функций, относящихся к компетенции самого коррумпированного чиновника. Например, по уголовному делу № 2-56/07 один из руководителей Ростехнадзора Ф. и его заместитель Ц. для получения разрешений Ростехнадзора требовали от организаций, осуществляющих поставки газа на территории ЛО обратиться в некоммерческую автономную организацию «Промышленная и экологическая безопасность» для заключения фиктивных договоров на получение информационно-консультационных услуг. Не заключив договора с «ПЭБ» поставщикам газа не предоставлялись разрешения Ростехнадзором. При этом 30 % от суммы, оплаченной клиентом «ПЭБ», Е. передавал Ф. и Ц.
В ходе анализа уголовных дел установлено, что в 86 % случаях имеет место простой способ передачи взятки, а в 14 % случаях участники взяточничества пытались осуществить маскировку передачи денег, например, денежные средства, являющиеся взяткой, передавались безналичным путем через банковские счета юридических лиц; взяткодатель оставлял деньги в обусловленном месте, а взяткополучатель забирал их спустя определенное время; взятку получали доверенные лица должностного лица.
В результате изучения материалов практики автором данной работы выявлена зависимость способа передачи взятки от иных элементов криминалистической характеристики взяточничества, в частности, места совершения преступления и личности взяточника:
- простой способ передачи взятки используют взяткодатели, не имеющие высшего образования и представления о работе государственных органов власти и органов местного самоуправления, с низкой правовой культурой, желающие как можно быстрее дать взятку и «решить интересующий их вопрос». В связи с этим взятка данными лицами передается либо в кабинете должностного лица или по месту работы взяткодателя, например, в помещении коммерческой организации, в которой работал взяткодатель и проверку которой осуществляет должностное лицо – взяткополучатель. Так, в 46 % изученных уголовных дел взяткодатели (большей частью лица без высшего образования, не имеющие официально места работы) предлагали взятку сотрудникам милиции за не привлечение их к уголовной или административной ответственности, при этом деньги (предмет взятки) либо давали должностному лицу в руки, либо клали на рабочий стол должностного лица. В 26 % проанализированных уголовных дел предприниматели предлагали взятку должностным лицам, осуществляющим проверки их хозяйственной деятельности прямо в помещении проверяемых коммерческих организаций. В 8 % случаев взятку у граждан вымогали сотрудники ГИБДД, не имеющие высшего образования, которые настаивали на том, чтобы, лицо, нарушившее ПДД, передало им деньги сразу (из рук в руки), находясь внутри патрульной машины ГИБДД.
- завуалированный способ передачи взятки избирают взяточники, обладающие высшим образованием, опытом совершения данного преступления, высокими интеллектуальными способностями, а также материальными средствами, так как маскировка передача взятки требует определенных денежных затрат. Так в 4 % изученных уголовных дел деньги, предназначенные в качестве взятки, по фиктивным договорам передавалась безналичным путем с расчетного счета одной коммерческой организации на счет другой, при этом и взяткодатели и взяткополучатели были людьми с высшим образованием, имеющие опыт предпринимательской деятельности, а также обладающие большими материальным ресурсами, так как даже регистрация юридических лиц, через которые осуществляется передача взятки, ведение банковских счетов данных организаций и т.д. требует немалых денежных затрат. В 16 % уголовных дел взяткополучатели были сотрудниками правоохранительных органов, имеющими опыт раскрытия коррупционных преступлений, поэтому деньги, являющиеся взяткой они не брали своими руками; на встречу с взяткодателем для получения взятки отправляли доверенных лиц; просили оставлять взятку в условленном месте и т.д.
Нормативно - правовая основа государственного
учета
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми ...
Социально-ответственные направления политики государства
Исполнение распределительной функции является одним из наиболее иллюстративных факторов эффективности деятельности государственного аппарата. Результаты вмешательства государства в экономику в данном случае носит более целенаправленный характер по сравнению с другими экономическими функциями госуда ...
Роль условного осуждения в системе уголовной ответственности
Уголовная ответственность - сложный правовой институт, который объединяет в себе, с одной стороны, право государства применить к преступнику меры уголовно-правового воздействия, а с другой - обязанность его претерпеть воздействие со стороны государства, в итоге выраженное в обвинительном приговоре ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.