В общей теории права под правовой нормой понимается санкционированное и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности.
Это определение применимо в общем виде и для конституционно-правовых норм, которые как и все другие нормы:
исходят от государства;
охраняются его принудительной силой;
являются общеобязательными правилами поведения;
предоставляют участникам общественных отношений юридические права и возлагают на них обязанности.
Конституционно-правовая норма – это общеобязательное правило поведения, санкционированное и охраняемое государством, в целях регулирования общественных отношений, вытекающих из основ:
– государственного (конституционного) строя;
– правового статуса личности;
– государственно-территориального устройства;
– организации и деятельности органов государственной власти;
– организации и деятельности органов местного самоуправления.
Эти общественные отношения осуществляются через права и обязанности их участников и обеспечиваются принудительной силой государства.
Особенности конституционно-правовых норм:
по источникам выражения – основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте – конституции, которая обладает высшей юридической силой по отношению ко всему текущему законодательству;
по содержанию – они направлены на регулирование только основополагающих общественных отношений, складывающихся в сфере основ государственного (конституционного) строя, правового статуса личности; государственно-территориального устройства; организации и деятельности органов государственной власти; организации и деятельности органов местного самоуправления;
по характеру содержащихся в нормах предписаний – они носят учредительный характер, так как именно конституционно-правовые нормы первичны по отношению к нормам других отраслей права; устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок; определяют формы нормативно-правовых актов; порядок их принятия и вступления в силу; порядок формирования, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.;
по механизму реализации – реализация многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правовым состоянием (состоянием в гражданстве государства, состоянием субъекта в составе федеративного государства, автономии в составе унитарного государства и т.п.);
по специфическому характеру субъектов, на регулирование отношений между которыми конституционно-правовые нормы направлены – это государство, отдельные территориальные образования в государстве, нация, народ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, юридические лица и т.д.;
по структуре – конституционно-правовые нормы, как правило, не имеют санкции, а только гипотезу и диспозицию;
по видам – среди конституционно-правовых норм большое количество общерегулятивных норм, которые не порождают конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношения – к ним относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, нормы-цели, программно-целевые нормы и т.д.
Классификация (виды) конституционно-правовых норм:
по содержанию и характеру регулируемых ими отношений:
– материальные – устанавливающие права и обязанности граждан, компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления;
– процессуальные – устанавливающие порядок реализации прав и свобод, компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, гарантии их реализации
2) по объекту правового регулирования
нормы, закрепляющие:
– основы государственного конституционного строя;
– основы правового статуса личности;
– государственно-территориальное устройство;
– основы организации и деятельности органов государственной власти;
– основы организации и деятельности органов местного самоуправления.
3) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:
– императивные – не предусматривающие никаких отступлений от закрепленных в них правил, то есть закрепляющие конкретные предписания;
– диспозитивные – предусматривающие возможность выбора вариантов поведения;
4) по функциональной направленности:
– регулятивные – содержащие четко выраженное правило поведения;
– дефинитивные – устанавливающие основные принципы, категории, понятия, имеющие юридическое значение (нормы-принципы, нормы-задачи и т.д.);
– охранительные – устанавливающие запреты;
5) по сфере применения:
– общие – распространяются на неограниченный круг субъектов правоотношений;
– специальные – регулирующие лишь отдельные виды общественных отношений, то есть устанавливающие, например, статус, компетенцию, полномочия какого-либо органа государственной власти;
– исключительные – издаются в дополнение к общим или специальным нормам, устанавливают те или иные изъятия из общих правил, содержащихся в этих нормах;
6) по юридической силе:
нормы, закрепленные в:
– конституции;
– законах;
– актах органов государственной власти;
– актах органов местного самоуправления
7) по действию во времени:
– постоянные – не указан срок действия нормы;
– временные – содержатся, как правило, в переходных положениях конституций;
– исключительные – вводимые в действие на случай чрезвычайных обстоятельств, приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность их временной правовой регуляции.
8) по территории действия:
– общегосударственные (например, для федеративных государств – федеральные) – действуют на территории всего государства;
– региональные (имеют место, как правило, в федеративных государства) – действуют на территории отдельных субъектов, штатов, земель государства;
– нормы местного действия – действуют на территории муниципального образования, округа.
и некоторые другие виды.
Конституционно-правовой институт – система (совокупность) конституционно-правовых норм, регулирующих однородные, взаимосвязанные общественные отношения, образующие относительно самостоятельную группу.
Например,
конституционно-правовой институт прав и свобод человека и гражданина;
конституционно-правовой институт гражданства;
конституционно-правовой институт Президента и т.д.
Конституционные принципы правосудия
Современное общество в рамках процесса обеспечения демократического устройства судебной системы выработало определённые принципы, способные исключить или свести к минимуму какое бы то ни было давление на судебную власть. «Принципами правосудия являются основные правовые положения, выражающие природ ...
Официальная и неофициальная инкорпорация
Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в п ...
Управленческий критерий определения аффилированных лиц
Исходя из управленческого критерия отнесения тех или иных лиц к аффилированным лицам хозяйственного общества белорусский законодатель называет в качестве таковых следующие группы лиц: - члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Отнесение указанных лиц к аффилированны ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.